Activate Java in Browser!
АЛЛА ДЕВИШЕВА "Поиски гармонии"
Феномен женщины-живописца в московском изобразительном искусстве семидесятых — начала восьмидесятых годов — это одна из загадок, которую до сих пор трудно разгадать. Творчеством Н. Нестеровой, А. Бирштейн, Т. Назаренко, И. Старженецкой, И. Мещеряковой, О. Булгаковой, О. Гречиной по-своему освещено все последнее десятилетие.

И хотя для Елены Засимовой время становления ее старших коллег по искусству было временем учебы сначала в Московской средней художественной школе, а потом в Суриковском институте, ее творчество вполне можно рассматривать в том же контексте; так она сумела сохранить ту неповторимую женскую линию в изобразительном искусстве, но свойственную только ей — живописцу, Елене Засимовой.

Начинала Е. Засимова как график (станковист) с постижения тонкостей офорта, литографии, дисциплинирующих ум и руку, когда любое неучтенное движение может разрушить задуманное. Будучи студенткой, она участвует в молодежных выставках, затем много ездит по стране. Только ощутив спокойствие мастерства, почувствовав, что ей не хватает цвета, обращается художник к темперной, а затем — масляной живописи.

Полотна Елены Засимовой — это поиски гармонии в отношениях между близкими людьми, друзьями; мечты о единстве человека и природы, размышления о добре и красоте. Живописные средства используются ею в зависимости от того, что она в данный момент хочет сказать, что ее волнует.

"Равновесие", "Семейка", "В ожидании чуда" — в этих работах бесполезно искать привычные признаки реалий, портретное сходство. Скорее всего перед нами театр ярко характерных масок со всей его зрелищностью, блеском, неповторимой красотой, не поддающейся словесному описанию магией. Завораживает своей карнавальной взвихренностью, каскадом ярких мазков портрет дочери на алом фоне; не дает покоя, заставляя вновь и вновь вглядываться в глубины пространства, картина "В ожидании чуда"; покоряет нежностью, зыбкостью, прозрачностью "Тишина".

Живопись для Елены Засимовой - это, как говорил Дерен, "светоносный факел", чей свет дает художнику проникнуть в суть предметов и явлений. Главные черты натуры автора - нежность, изысканность - отразились в ее композициях последних лет. При внимательном взгляде за "воздушностью" работ художника кроется конструктивная продуманность, за кажущейся спонтанностью — длительное вынашивание замысла.

Полотна ее мызыкальны, и в это понятие можно включить и ритм каждого произведения, и эстетически организованное пространство. Работы наполнены движением. Вместе с тем само по себе движение осознается художником как ценность, как некое фундаментальное достоинство жизни, как неотъемлемая часть той духовной реальности, что находится "по ту сторону" обыденной повседневности.

Герои картин Елены Засимовой характеризуются поведением пульсирующей цветовой материи. Скрытая жизнь натуры становится явной в видимом усилии, в преодолении вязкого материала. Отрешенные, ни к чему конкретно не относящиеся мазки динамизируют пространство, заставляя его на глазах меняться, мерцать, вибрировать.

Анализировать каждую работу художника с точки зрения живописно-пластического своеобразия, попытаться найти истоки удивительной магии цвета, неповторимого колористического своеобразия - занятие, безусловно, увлекательное. Но не хочется навязывать какое-либо категорическое мнение и лишать испытанных временем друзей творчества художника и новых поклонников удовольствия самостоятельно постигать эти (и многие другие) секреты мира Елены Засимовой. Исчерпать его, как мир высокого искусства, невозможно.

Алла Девишева,
искусствовед

www.jjdaviesgallerie.com