Activate Java in Browser!
КСЕНИЯ БЕЗМЕНОВА "В пути"
Каждый художник идет в искусстве своим путем. Для Елены Засимовой он определился как театрализован но-мифологизированный. Изысканная цветовая гармония определяет настрой произведения. Засимова — прежде всего живописец. Увлеченность цветом, его тончайшая многослойная разработка с классическими лессировками рождает произведение, мир которого привлекает зрителя и располагает к разглядыванию полотна, к раскрытию его внутреннего смысла. Картины художницы странным образом распадаются на темные и светлые. Первые хочется соотнести с классической живописью, вторые — с современной.

Сюжет для художницы — чисто формальный момент. В процессе работы он сильно видоизменяется, приобретает различные интерпретации. Картина часто порождает неоднозначность прочтения: Засимова рисует и видит одно, а зритель находит "свою" смысловую линию. Вовлечение его в активное смотрение, вызов на сотворчество определяется внутренней доброжелательностью художницы. Она стремится увлечь зрителя своей неистощимой фантазией. Этому способствует сказочность изображенных персонажей и среда, которая чаще представляет собой фон с низким горизонтом. Иногда эту среду можно воспринять как театральный занавес, перед которым на авансцене разыгрывается действие.

Сновидческая трансформированная реальность существует застывшей в заколдованном сне в определенное мгновение. Отсюда ощущение своеобразного натюрморта, который можно долго и внимательно рассматривать. Фантастические люди, звери (часто путешествующие на лодках) живут в картинах художницы спокойно и сосредоточенно. Они постоянно улыбаются, радуются и даже как бы светятся. Здесь нет активнодействующих героев, они достаточно статичны, но в них чувствуется пульс внутренней сдержанной и сосредоточенной жизни. Крупноплановое решение композиций помогает такому мироощущению. Любимый художник Засимовой - Босх, но на ее картинах это увлечение не отражается, хотя они фантастичны и театрализованы.

В картинах Елены Засимовой всегда есть весомый центр, расположенный по вертикали или горизонтали, ось, остальное дополняет, аккомпанирует. Существа располагаются на вибрирующем, мерцающем светом и цветом фоне: то он темно-коричневый, и тогда вспоминаются полотна Рембрандта, то бело-розово-голубой, что рождает ассоциацию с картинами Тышлера 1920-1930-х годов.

Эволюция творчества Засимовой происходит с удивительной последовательностью, что обнаруживается при сравнении ее последних работ с ученическими конца 1970-х годов (закончила Художественный институт им. Сурикова по классу Е. Кибрика). Она постоянно "борется" с тем, что воспитала в ней школа. Ее путь идет в направлении изучения и проникновения в сферу тайн цвета и, видимо, это плодотворно, так как картины привлекают внимание и получают высокие оценки международных жюри.

Золотой медалью и дипломом I степени она была удостоена в 1990 г. на Первой Биеннале графики в Калининграде-Кенигсберге.

Елена Засимова остановила свое внимание на офорте — технике, которая дает возможность раскрыть способности в передаче цвета, хотя достичь цветность в черно-белом изображении особенно сложно. Используя многократное травление, разнообразные способы печати — Засимова находит световые и цветовые эффекты, которые ставят ее офорты на грань "графика-живопись". Часто она использует сплошной черный фон как среду, где разыгрывает фантазии ночных полетов, встреч и путешествий. Ее образы необычны и в то же время кажутся знакомыми. Приподнятое настроение, оптимизм и радость, которые несут произведения художницы, свидетельствуют о верности пути, по которому она идет.

Ксения Безменова,
кандидат искусствоведения

www.jjdaviesgallerie.com